«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Архитектор Виктор Александрович Гартман (1834—1873 гг.) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.
В феврале-марте 1874 года в Императорской академии художеств по при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые, на самом деле, лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял заграничные рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить только шесть из них.
Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» импровизировались автором. Но окончательно замысел целого, как цикла фортепианных пьес, сложился летом. Все «Картинки» были написаны на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года.
Итак, начинается все с
Promenade
Promenade (фр. Прогулка). Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она исполняется в различных вариациях, на разных инструментах и напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом и подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский одновременно изобразил как бы самого себя, переходящего от картины к картине.
Первая картина -
Gnomus
Gnomus (лат. Гном). На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов (что-то вроде щелкунчика) в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома в музыке Мусоргского «оживает». Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, позволяя слушателю представить, как он перебегает с места на место и замирает.
Затем следует -
Il vecchio castello
Il vecchio castello (итал. Старый замок). Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям его знакомых и близких, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. В каталоге выставки такое произведение, правда, не значилось. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — с пометкой «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль.
Третья пьеса -
Tuileries
Tuileries. Dispute d’enfants après jeux (фр. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры). На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри со множеством детей и нянек. Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. Этой первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, словно передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить.
Тяжкая четвертая -
Bydlo
Bydlo (польск. Быдло). В письме одному своему другу Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг передаётся монотонным ритмом и довольно грубыми подчёркнутыми ударами клавиш нижнего регистра. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии в миноре, — рисую перед нами портрет возницы. В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.
Незатейливая пятая пьеса -
Балет невылупившихся птенцов
Балет невылупившихся птенцов. Прототипом этой пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в скорлупу от яиц, словно в латы.
Далее -
Samuel Goldenberg und Schmuÿle
Samuel Goldenberg und Schmuÿle (Самуэль Гольденберг и Шмуйле). Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский еврей», сделанных им в 1868 году в Польше. Стасов Эти зарисовки и послужили прототипами пьесы. В названии оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «дорогой» фамилии (нем. Goldenberg — золотая гора), в другом — простое имя Шмуйле. Многие при публикации называли пьесы «Два польских еврея, богатый и бедный». Рисунки Гартмана, будучи всего лишь зарисовками, не претендовали на ту выразительность, которой добился Мусоргский в своей пьесе. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей словно говорить между собой, раскрывая свои характеры.
Следующая пьеса -
Limoges. Le marché
Limoges. Le marché. (фр. Лимож. Рынок.). В рукописи для развития темы этой пьесы Мусоргский вначале делал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать обычно на рынке.
Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится.
Восьмое произведение -
Catacombae. Sepulcrum romanum
Catacombae. Sepulcrum romanum (лат. Катакомбы. Римская гробница). На картине Гартман изобразил себя, своего друга В.А. Кенеля и проводника с фонарём в руке во время экскурсии по римским катакомбам в Париже.
Предпоследняя -
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину этакой нечистой силы, наполненную бесовскими диссонансами. Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя разбег, с которого начинается полёт в ступе.
И, наконец, итог всего -
Богатырские ворота
Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве. Финальная часть цикла «прогулки» основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (16) апреля 1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение, в дальнейшем официально называвшееся как «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и поданные на участие проекты реализованы не были.